Почти детективная история про МТС

    Автодумы | Конференция | Подписка на новости | Обучение правильному вождению            





Реклама

// Главная >> Статьи //

    Дальняя дорога

Алексей Голосов

Вы решили ехать на машине отдыхать на юг, к теще на восток или к друзьям на запад нашей необъятной родины. Многие, да что там многие, почти все мои знакомые предпочитают поезд или самолет и делают большие глаза, когда узнают, что на поезде я не ездил уже несколько лет, хотя постоянно мотаюсь во всех направлениях.

Подготовка к путешествию.

Первым делом надо как следует подготовить машину, встать на трассе из-за поломки - неприятно. Неприятно вдвойне, если поломка была ожидаемой. Отремонтируйте все, что требует ремонта, замените все расходники (масло, свечи, ремни, фильтры, тормозные колодки, щетки стеклоочистителя, при этом старые не выбрасывайте), если пришла пора это сделать или придет во время перегона. Убедитесь, что подвески и ходовая часть в полном порядке, включая пыльники, а уровень масла проверьте не только в двигателе, но и в коробке передач и главной передаче, если конструктивно она не совмещена с коробкой. Обязательно устройте полную ревизию тормозам, потрескавшиеся шланги замените на новые, устраните даже малейшие подтеки тормозной жидкости. Отрегулируйте в двигателе все, что регулируется (зазоры в распределителе, клапанном механизме, натяжение цепи и ремней, карбюратор). Если аккумулятор не сегодня, завтра собирается уйти в мир иной, поставьте новый. Отрегулируйте фары и углы установки колес, первое сильно уменьшит количество неприличных слов в ваш адрес, а второе поможет сэкономить дензнаки на недешевой резине. Все работы лучше провести хотя бы за неделю до предполагаемого выезда, чтобы иметь возможность исправить обнаруженный брак. Из запчастей возьмите набор, рекомендованный в статье "Поломки, случившиеся в пути" и дополните его второй лампочкой для фары, коммутатором или конденсатором для бесконтактной и контактной систем зажигания соответственно, а также деталями, которые являются больными для вашей модели (для классических Жигулей это шаровые опоры, для Москвичей 2141 - трос сцепления, для Мерседесов-190 - корпус помпы). Можно возразить, что та же шаровая опора в один момент не выходит из строя, и можно спокойно доехать до какого-нибудь города и так купить. Действительно так. Но готовы ли вы терять время на поиски детали, которая слишком ответственна, чтобы покупать ее в первом попавшемся месте? Набор инструментов дополните торцевыми головками, полуметровой трубой, некоторым количеством проволочек и проводов, лампой-переноской, не помешает также тестер. Даже если вы выяснили, что с бензином по пути следования проблем нет, бросьте в багажник канистру, хуже не будет, ситуация с топливом отличается нестабильностью. В аптечку добавьте средства от головной и желудочной боли, а также лекарства, которые могут пригодиться по вашему опыту.

Когда машина готова, можно начинать готовить себя и попутчиков. В качестве девиза можно использовать совет, данный зрелой женщиной более молодой приятельнице, которая собралась в отпуск: прикинь, сколько тебе надо взять с собой одежды и сколько денег, а потом возьми половину из одежды и в два раза больше денег. Что взять из одежды, зависит от цели поездки, дополнить гардероб можно каким-нибудь рабочим "костюмом для загара под машиной", чтобы не пачкать приличные вещи. Сохранить чистыми руки помогут перчатки, купите две-три пары, они стоят от 5 до 10 рублей. Денег много не бывает, возьмите их столько, чтобы по возвращении осталась одна-две тысячи рублей. Возьмите с собой мыло, небольшую канистру с водой для мытья рук, несколько бутылок с минералкой (я беру исходя из расчета 3 литра на тысячу километров), что-нибудь пожевать (пряники, сушки, кукурузные палочки и т.п.). Термос с кипятком и кофе и/или чай в пакетиках, сахар, чашек с ручками по количеству пассажиров, чайную ложечку. Составьте список необходимого и перед выездом внимательно проверьте, все ли взяли. Список составляйте в блокноте, который возьмите с собой вместе с ручкой и атласом дорог Российской Федерации, а если есть возможность найти карту города, в который направляетесь, захватите и ее.

Определите километраж до пункта назначения (это удобно сделать например, на http://www.autotransinfo.ru/transport_calc.asp) и постарайтесь составить примерный график движения. За среднюю скорость можно принять 66 км/ч, то есть исходить из расчета, что на каждые 100 км будет затрачено полтора часа. Средняя скорость при езде на большие расстояния больше всего зависит от количества и продолжительности остановок, а вовсе не от усилия передаваемого на педаль газа. Как иллюстрацию, могу привести поездку за машиной в Тольятти летом 99 года, когда туда мы добрались за 12 с небольшим часов, причем редко ехали быстрее 120 км/ч, а обратно летели как ненормальные 120-140 - новоиспеченному хозяину не терпелось испытать свою новую 21103 - и затратили на дорогу больше 14 часов только потому, что останавливались слишком часто и не всегда по делу. Таким образом, если вам предстоит преодолеть 1000 километров, можно приблизительно считать, что на дорогу вы затратите 15 часов.

Последние штрихи.

Перед выездом расположите то, что может понадобиться в любой момент (сигареты, воду, пряники с сушками) в пределах досягаемости правой рукой. Это особенно актуально, если у вас нет штурмана. Я в таком случае сигареты кладу на "бороду", воду и другие мелочи - на правое сиденье, а все остальное, что может потребоваться на остановках, располагаю сзади. Проведите инструктаж пассажиров, самое главное, чтобы они знали, что водитель всегда прав, с ним ни в коем случае нельзя спорить на ходу, ибо в его руках буквально жизни людей, и даже не только сидящих в его машине. Разговаривать на ходу не возбраняется, это даже хорошо для уменьшения монотонности процесса, а вот дергать друг друга за нос, щекотать и неожиданно кричать в ухо не стоит.

Езда.

Существует великое множество мнений, надо ли пристегиваться ремнем безопасности на трассе, а именно, два: одни говорят, что надо, другие, соответственно, что не надо. Вторые обосновывают свои слова самыми разнообразными аргументами, я даже слышал такой, что мол, при лобовом ударе единственный шанс спастись - это вылететь через лобовое стекло. Чудеса бывают всякие, конечно, но сухие цифры статистики говорят о том, что ремень чаще помогает, чем мешает, а потому пристегнуться все же стоит, тем более что помимо лобового удара могут быть и другие ситуации. Ознакомьтесь с Азбукой Световой Сигнализации - на трассе ею пользуются гораздо чаще, чем в городе. Периодически посматривайте на приборы, вы должны быть в курсе самочувствия машины. Скорость выбирается исходя из множества факторов, но самое главное, чтобы она была комфортной и наименее утомительной для вас - именно такая скорость обеспечит быстрейшее передвижение по трассе из-за меньшего количества остановок. Обращайте внимание на знаки. В отличие от Москвы и других городов, где значительная часть из них установлена по какой-то неведомой простому смертному логике, на трассе знаки стоят на месте и не просто так. Исключение могут (но не всегда, будьте внимательны!) составлять знаки, предупреждающие о дорожных работах. При проезде населенных пунктов снижайте скорость, учитывая, что субъективно вы ее воспринимаете не так, как в городе, а потому руководствуйтесь показаниями спидометра.

Маневрирование.

Перед любым маневром обязательно посмотрите в зеркала. Езда по трассе расслабляет, не дайте себя обмануть. В любой момент времени вы должны хорошо представлять, что происходит со всех сторон автомобиля. Самый ответственный и сложный маневр - обгон с выездом на встречную полосу. Лобовые удары обычно кончаются трагически, поэтому не начинайте обгон, если вы не уверены, что успеете его завершить. Не висите в метре от того, кого собираетесь обогнать в ожидании подходящей ситуации, держите нормальную дистанцию, начинайте плавно разгоняться с таким расчетом, чтобы с ходу обогнать тихохода, пропустив встречный транспорт непосредственно перед изменением полосы движения. Перестраивайтесь плавно, без рывков, не забывайте про зеркала и указатели поворота, кстати, полезно оставить левый поворотник включенным на все время обгона, так встречные будут издалека вас видеть и подготовятся к неожиданностям. Обгоняемому можно бибикнуть и/или поморгать фарами, как это описано в правилах. Если же вы неправильно рассчитали и на последних метрах фуры видите, что не успеваете убраться на свою полосу перед встречной такой же, мигайте фарами, дудите в дуделку, прижимайтесь вправо, насколько возможно и втопите педаль в пол - может быть успеете, ведь пониженную передачу вы включили заранее. На левую обочину можно уходить только в самом крайнем случае, довольно часто случается, что туда же сворачивает встречный. Ни в коем случае не тормозите! Во-первых, это уменьшит шансы успеть обогнать, а во-вторых, машина может стать неуправляемой, попав в занос.

Бывает, что вы катитесь себе по своей полосе, а вам в лоб выскакивает летчик, с ходу пошедший на обгон, не убедившись в его безопасности. Моргните ему фарами и немедленно начинайте тормозить, включив правый указатель поворота и сместившись к обочине. Помните, что лучше съехать в кювет, вообще, худшее, что может быть - лобовое столкновение, а потому его надо обязательно избежать. Если обочина широкая и сухая, можно аккуратно съехать на нее, а если ширина проезжей части позволяет разойтись без этого, просто прижмитесь к обочине, в общем, действуйте по обстановке.

Отдых.

Для отдыха лучше всего останавливаться возле постов ГИБДД и в других местах, узнать которые легко по скоплению большегрузных фур. Не стоит без необходимости долго стоять просто на обочине. Как правило, на трассе достаточно точек для утоления голода - всевозможные кафе, столовые и тому подобные заведения. Однако, если вы им не доверяете, просто возьмите с собой несколько вареных яиц, йогурты, курицу и что угодно другое готовое к употреблению. Я обычно так и делаю, но из других соображений - экономия времени и жадность, хотя надо отметить, что цены в придорожных кафе обычно вовсе не бешеные. И, пожалуйста, соберите мусор в пакет и выбросите его в мусорный контейнер, не сорите на дороге и прилегающих территориях, там и без того уже набросано достаточно. Не торопитесь ехать сразу после трапезы, получите удовольствие от ощущения сытости. Кстати, набивать желудок по горло не стоит, это вызовет сонливость и вялость, что совершенно ни к чему. Можно и нужно размяться, обойти вокруг машины, побухтеть на мошкару и оттереть от нее стекла мокрой тряпкой, заглянуть под капот, проверить уровни масла, охлаждающей жидкости и жидкости омывателя, пощупать колеса - не горячие ли (они могут быть теплыми, что нормально).

Незапланированые остановки.

При появлении даже легкой усталости, начинайте искать место для остановки на отдых. Если чувствуете, что усталость быстро прогрессирует, останавливайтесь в первом попавшемся месте, постарайтесь только, чтобы вашу машину было хорошо видно издалека, включите аварийную сигнализацию. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Лучше потеряйте 10-20 минут на незапланированную остановку, в итоге все равно выиграете. То же относится к недомоганию, головной или иной боли, только не злоупотребляйте обезболивающими средствами, в чрезмерных количествах они часто притупляют внимание иногда не меньше, чем раскалывающаяся голова.

Заправки.

Не доводите уровень топлива до мигания лампочки, всегда должно оставаться хотя бы на сто километров. Если ваш автомобиль оборудован газобаллонной системой, залейтесь перед выездом газом и бензином, бензин не пропадет, а газом заправиться можно не всегда (тему газовых заправок на трассе мы поднимем отдельно), если нет, канистра в багажнике добавит вам уверенности.

Ночевка.

При перегоне более, чем за 1500 км, возникает вопрос ночевки. Вариантов несколько. Если вас двое или меньше, можно спать в машине, что не очень удобно, зато бесплатно и ходить никуда не надо. Останавливаться, как и на отдых, желательно в районах скопления фур. Постарайтесь найти местечко, хорошо просматриваемое со всех сторон, особенно со стороны поста ГИБДД, если он рядом, и удаленное от трассы метров на 20-30, чтобы не мешали страдающие бессонницей проезжающие мимо. Раздеваться не обязательно, хотя желательно - лучше укрыться каким-нибудь предусмотрительно взятым с собой пледом, а вот обувь снимите, иначе ехать на следующий день будет тяжело. Окна приоткройте, конечно, хотя бы щелочки - в машине не так много кислорода. Второй вариант - ночевка в гостинице. Прикиньте, в каком городе вы желаете остановиться на ночлег (800-1200 км от начального пункта), и на въезде спросите у сотрудников ГИБДД о гостиницах и путях проезда к ним, скорей всего, проблем устроиться не будет. Гостиница однозначно предпочтительней салона машины, если предстоит более одной ночевки. Есть еще промежуточный вариант, подходящий при передвижении компании - наставить палаток в чистом поле, развести костер, распугать местных жителей песнями под гитару, поужинать печеной картошкой. Только не злоупотребляйте спиртным, помните, вам предстоит рабочий день 100 грамм легкого вина вполне достаточно для крепкого, здорового сна. По потерям времени этот вариант худший, зато по количеству удовольствия, пожалуй, лучший, но это дело вкуса, выбирать вам.

ГИБДД.

Куда ж без них, родимых. На трассе вне населенных пунктов почти не встречаются, зато в деревнях проявляют чудеса изобретательности в деле маскировки в небольшом кусте патрульной машины с радаром и двумя доблестными сотрудниками. Если остановили по делу, лучше не спорьте - проблемы с пересылкой прав по месту жительства не стоят требуемого полтинника. Разговаривайте вежливо и уверенно, постарайтесь свести все к шутке. Но если пытаются откровенно грабить, можно и нужно дать отпор, знайте, что ваши проблемы с возвращением водительского удостоверения - сущие пустяки по сравнению с неприятностями, которые способен доставить излишне жадному сотруднику ГИБДД выведенный из себя и грамотный водитель.

 



 
Реклама

Наши партнеры

Обучение правильному вождению

Видеосъемка, видеомонтаж, тиражирование, оцифровка видео



При перепечатке любых материалов с GolosOFF.ru ссылка обязательна!