Почти детективная история про МТС

    Автодумы | Конференция | Подписка на новости | Обучение правильному вождению            





Реклама

// Главная >> Статьи //

    Дальняя дорога. Версия 2005 г.

Алексей Голосов

Статья Дальняя дорога была написана всего несколько лет назад, а актуальность в значительной степени потеряла — все сильно изменилось. В связи с этим выпускаем версию вторую. Цель — та же, помочь начинающим автопутешественникам не ходить по изученным граблям.

Подготовка к путешествию

Готовим автомобиль

Лучшее лекарство от поломок на дороге — содержание автомобиля в порядке. Ничего сложного тут нет, достаточно выяснить список регламентных работ по вашей модели и строго его придерживаться. Ведь техобслуживание состоит не только из замены масла в двигателе. Если, тем не менее, есть сомнения в исправности авто, посетите сервис, которому доверяете и устраните недостатки.

Какой-то особенной подготовки к езде по трассе не требуется, если машина в порядке. Можно долго перечислять, что щетки стеклоочистителя должны быть свежими, уровни жидкостей — на уровне, давление в шинах — в норме и так далее, это не очень интересно, будем считать, что у правильного водителя с этим и так все в порядке, а неправильный сам себе злобный Буратино.

Разве что на одном моменте остановлюсь, который, почему-то неочевиден. Если время очередного ТО придет на трассе, лучше сделайте его перед выездом, чуть раньше регламента.

И помойте машину со всех сторон. Такая ерунда, как грязное изнутри стекло, может стать причиной аварийной ситуации на трассе. Оно вам надо? Кстати, рулон туалетной бумаги или бумажные полотенца в бардачке могут пригодиться не только, если съедите что-нибудь не то, но и для протирки стекол, зеркал и фар.

Что брать с собой. Полный багажник запчастей и инструмента не нужен. Возьмите трос и денег. Учитывая наши реалии, когда свечи могут быть убиты одной заправкой, не помешает комплект новых или просто живых свечей. Соответственно, нужен свечной ключ, баллонник и домкрат. Кстати, проверьте, можете ли вы штатным баллонником открутить гайки — на шиномонтажах их иногда закручивают со всей дури плюс полоборота. Пожалуй, больше ничего и не нужно. Исключение могут составить узлы и агрегаты, которые на вашей модели имеют привычку умирать без объявления войны.

Заправьте машину под крышку всеми видами топлива, которое она привыкла потреблять. На трассе не доводите дело до зажигания лампочки, горючего всегда должно быть хотя бы на сто километров пути.

Готовим экипаж

Оценить расстояние до пункта назначения удобно при помощи удобного сервиса. В зависимости от дорожных условий средняя скорость движения составляет 60-80 км/ч, причем она больше зависит от количества и длительности остановок, чем от скорости движения. Ознакомьтесь с Азбукой Световой Сигнализации, на трассе она применяется гораздо чаще, чем в городе.

Все члены экипажа должны понимать, что слово водителя — закон. Объясните, что пугать и щекотать водителя не следует, это может привести к легкому недомоганию и кузовному ремонту.

Возьмите с собой лекарства, на которые подсажены члены экипажа, каких-нибудь сушек и воды или чая в термосе. Водитель должен выспаться перед дорогой. Зарядите мобильные телефоны и возьмите с собой автомобильное зарядное устройство при его наличии. Сейчас на рынке достаточное количество предложений по конвертерам из 12 в 220 вольт — очень полезное устройство. Я такое купил и забыл про проблему с зарядкой телефонов, камер, ноутбуков и прочих пожирателей электричества. Собственно, вот и вся подготовка.

Поехали!

Пристегнитесь ремнем сами и заставьте пристегнуться всех пассажиров. Даже при незначительной аварии один непристегнутый пассажир может покалечить всех остальных, совершая пируэты по салону. По новым правилам (с 1 января 2006 г.) при движении вне населенных пунктов должен быть обязательно включен ближний свет фар.

Скорость поддерживайте комфортную. Парадокс: при постоянном давлении педали в пол и ошалелой езде время в пути не сокращается, но может и увеличиться. Чем медленней вы будете уставать, тем быстрее доберетесь до точки Б.

Постоянно смотрите в зеркала, даже если кажется, что там ничего нового не показывают. Это должно быть на уровне рефлекса, чтобы в любой момент времени иметь в голове полную картину происходящего вокруг вашей машины.

Любой маневр начинайте только будучи абсолютно уверенными в его безопасном завершении. Авария на трассе всегда большая неприятность. Лучше перебдеть, чем недобдеть.

Качество придорожных сервисов, будь то заправка или кафе довольно точно коррелирует с количеством припаркованных фур — эти ребята где попало не заправляются и не обедают.

Обгон

Во время обгона на участке двух-трехполосной (всего, а не в одну сторону) дороги принято оставлять включенным левый указатель поворота. Это сделает вашу машину хорошо заметной для встречных.

Обгон выполняйте с ходу. Не надо висеть на отбойнике у фуры, а потом разгоняться по встречке. Заранее определите, после какой встречной машины будете выполнять маневр, начните разгон заблаговременно на своей полосе. Такой подход ускоряет выполнение маневра в несколько раз.

Самое ужасное на трассе — лобовое столкновение. Если вам в лоб вылетел джигит, немедленно начинайте тормозить, включайте правый поворотник и пытайтесь разъехаться, даже если для этого потребуется выскочить на обочину или вовсе улететь с дороги — это всяко лучше, чем лобовая. Обычно ширины дороги хватает, чтобы разъехаться без последствий. Главное — не терять самообладания.

В роли джигита можете выступить вы сами. Помните, что тормозить в такой ситуации зачастую вредно. В большинстве случаев надо как раз давить на газ и заканчивать маневр, но если видно, что не успеваете, тормозите (только не до юза, чтобы не потерять контроль над машиной!), прижимайтесь к обгоняемому, стараясь минимизировать последствия. Главное — не терять самообладания.

Бывает, что такая ситуация складывается, когда обгоняют вас. Действуйте по обстановке. Сместитесь правее, насколько возможно. Если видите, что обгоняющих хочет завершить маневр, притормозите. Ни в коем случае не мешайте выполнению обгона другими участниками движения — это опасно не только для них, но и для вас тоже.

Перекур

Отдых

Для отдыха лучше всего останавливаться возле постов ГИБДД и в других местах, узнать которые легко по скоплению большегрузных фур. Не стоит без необходимости долго стоять просто на обочине. Как правило, на трассе достаточно точек для утоления голода — всевозможные кафе, столовые и тому подобные заведения. Однако, если вы им не доверяете, просто возьмите с собой несколько вареных яиц, йогурты, курицу и что угодно другое, готовое к употреблению. Я обычно так и делаю, но из других соображений — экономия времени и жадность, хотя надо отметить, что цены в придорожных кафе обычно вовсе не бешеные. И, пожалуйста, соберите мусор в пакет и выбросите его в мусорный контейнер, не сорите на дороге и прилегающих территориях, там и без того уже набросано достаточно. Не торопитесь ехать сразу после трапезы, получите удовольствие от ощущения сытости. Кстати, набивать желудок по горло не стоит, это вызовет сонливость и вялость, что совершенно ни к чему. Можно и нужно размяться, обойти вокруг машины, побухтеть на мошкару и оттереть от нее стекла мокрой тряпкой, заглянуть под капот, проверить уровень жидкости омывателя.

Незапланированные остановки

Главная трудность на трассе — долгое монотонное движение. Бороться со сном смертельно опасно, тем более, что побороть его точно все равно не выйдет. Сон на трассе наступает незаметно, и водитель просто начинает смотреть сон про то, как он управляет машиной. Осознают это уже в полете.

При появлении даже легкой усталости и сонливости, начинайте искать место для остановки на отдых. Если чувствуете, что усталость/сонливость быстро прогрессирует, останавливайтесь в первом попавшемся месте, постарайтесь только, чтобы вашу машину было хорошо видно издалека, включите аварийную сигнализацию. Ни в коем случае нельзя допускать переутомления. Лучше потеряйте 10-20 минут на незапланированную остановку, в итоге все равно выиграете. То же относится к недомоганию, головной или иной боли, только не злоупотребляйте обезболивающими средствами, в чрезмерных количествах они часто притупляют внимание иногда не меньше, чем раскалывающаяся голова.

Помните, громкая музыка, низкая температура в салоне и что угодно еще не помогают от желания поспать! Даже если совсем некогда, остановитесь подремать на 15 минут — будете удивлены результатом.

Ночевка

При перегоне более, чем за 1500 км, возникает вопрос ночевки. Вариантов несколько. Если вас двое или меньше, можно спать в машине, что не очень удобно, зато бесплатно и ходить никуда не надо. Останавливаться, как и на отдых, желательно в районах скопления фур. Постарайтесь найти местечко, хорошо просматриваемое со всех сторон, особенно со стороны поста ГИБДД, если он рядом, и удаленное от трассы метров на 20-30, чтобы не мешали страдающие бессонницей проезжающие мимо. Раздеваться не обязательно, хотя желательно - лучше укрыться каким-нибудь предусмотрительно взятым с собой пледом, а вот обувь снимите, иначе ехать на следующий день будет тяжело. Окна приоткройте, конечно, хотя бы щелочки - в машине не так много кислорода. Второй вариант - ночевка в гостинице. Прикиньте, в каком городе вы желаете остановиться на ночлег (800-1200 км от начального пункта), и на въезде спросите у сотрудников ГИБДД о гостиницах и путях проезда к ним, скорей всего, проблем устроиться не будет. Гостиница однозначно предпочтительней салона машины, если предстоит более одной ночевки. Есть еще промежуточный вариант, подходящий при передвижении компании — наставить палаток в чистом поле, развести костер, распугать местных жителей песнями под гитару, поужинать печеной картошкой. Только не злоупотребляйте спиртным, помните, вам предстоит рабочий день 100 грамм легкого вина вполне достаточно для крепкого, здорового сна. По потерям времени этот вариант худший, зато по количеству удовольствия, пожалуй, лучший, но это дело вкуса, выбирать вам.

Детали

Зима

Зимой дело осложняется плохой видимостью, скользкой и зауженной дорогой. Бойтесь на скорости зацепить обочину. Там мягкий снег, машину разворачивает легко. Если задумали остановиться, снижайте скорость, не выходя на обочину и обязательно следя за спидометром. Человек быстро привыкает к скорости и после 100 км/ч скорость 60 км/ч ощущается, как очень медленная. А на скорости 60 зацепиться за обочину — еще опасно уходом в кювет.

Бойтесь парковаться на ровной обочине. Часто бывает, что трактор ножом чисти снег и выступающий над обочиной нож срезает ровную поверхность, как будто там тоже дорога. Туда съезжаешь — и идешь искать трактор. В случае сомнений надо выйти из машины, проверить ногами, а потом съезжать колесами.

И никаких резких движений! На трассе соли нет, а снег и лед имеются.

Для всех членов экипажа стоит иметь по комплекту теплой одежды. Машина с заглохшим мотором быстро остывает.

Ночь

Стекла обязательно должны быть чистыми! И изнутри тоже. Нельзя ездить в неизвестность. Дальний свет фар светит не так уж далеко — стоящий поперек дороги танк на скорости более 120 км/ч вы увидите и даже сможете выбрать его часть, в которую парковаться, но лучше все-таки перед ним остановиться. Вы скажете, танки на дороге не валяются. Наверное. Зато асфальтоукладочные машины, катки и трактора без опознавательных знаков очень даже бывают. С ближним светом видно еще меньше, но тут есть военная хитрость. Можно с достаточной степенью достоверности различать предметы на своем пути в свете фар встречных автомобилей. Это не значит, что можно ехать 200 км/ч, прошу понять меня правильно.

В темноте следует опасаться животных, если лес прямо у дороги. Лоси и кабаны, редко, но бывает, выскакивают. Если что, лося сбивать нельзя: это очень опасно. Кабан — большие повреждения машины, но людям не так страшно. Конечно, искренне надеюсь, что это я пишу совершенно зря. Просто так бояться не надо, но на лесной дороге в темноте за обеими обочинами — повнимательнее. Мелкого зверя типа зайца — жалко, но надо бить, если лезет под колеса. Резко крутить рулем опаснее.

Правый руль

Купите, наконец, перископ! На трассе эта штука поможет сэкономить немало времени, да и в городе не помешает.

Благодарности

При подготовке статьи использован материал Сергея Жирякова. Оригинал тут.

 



 
Реклама

Наши партнеры

Обучение правильному вождению

Видеосъемка, видеомонтаж, тиражирование, оцифровка видео



При перепечатке любых материалов с GolosOFF.ru ссылка обязательна!